RSS

Городской портал госуслуг

История

История Ярославского района

Еще древние славяне обжили места, на которых расположился нынешний Ярославский район. Старая дорога («прабабушка» Ярославского шоссе) была частью важнейшего пути от Киева и Смоленска до Ростова Великого и Суздаля.

В XIV веке севернее Москвы был основан Троице-Сергиев монастырь. Дорога получила название Троицкого тракта. По ней потянулись паломники: купцы, князья, бояре, царственные особы, а также и простой люд.

Троицкая дорога, Ярославский тракт и, наконец, Ярославское шоссе - так менялось название магистрали, уходящей на север от столицы. Неслись годы, полные бурных событий. Многое повидала эта древняя дорога. Так, когда-то по Ярославскому тракту приехал в Москву будущий великий ученый Михайло Ломоносов, ездили по этому древнему пути Владимир Мономах и Петр Первый. В 1612 году наступали по ней на засевших в Москве польских шляхтичей воины народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского. Возвращался по Ярославке в Москву после взятия Казани царь Иоанн Васильевич.

По указу Екатерины II , проезжавшей в конце 1770 года через Мытищи на богомолье, здесь спустя два с половиной десятка лет был построен первый в России водопровод. Вкусную воду брали из ключей мытищинских, а затем по акведуку у села Ростокино она поступала в Москву. До 1997 года над рекой Ичкой (притоком Яузы, текущей на севере района, где стояло старинное село Малые Мытищи), существовал акведук, родственный Ростокинскому, но гораздо меньше того размером.

Про путешествие по этой дороге Н.А. Карамзин писал в своей работе "Записки старого московского жителя": "Троицкая дорога ни в какое время не бывает пуста, и живущие вдоль дороги крестьяне угощают проезжих чаем с большой для себя выгодою."

Здесь располагались имения знатных русских родов – Плещеевых, Хованских, Черкасских. Район сформировался из деревень на Троицкой (Ярославской) дороге: Красная Сосна, Малые Мытищи и Мыза Раево.

В начале 20 века возникли вдоль Ярославского шоссе фабрично-заводские и дачные поселки. Жители этих поселков высоко ценили прекрасный лесной воздух Лосиного острова, удобное сообщение с центром Москвы. И сейчас местность на северо-востоке столицы, прилегающей к лесопарковой зоне, привлекает проживающее здесь население.

22 июня 1914 года, на Троицком шоссе (так тогда называлась наша Ярославка), был заложен храм во имя святых мучеников Адриана и Наталии. Его русско-византийского стиля силуэт взметнулся над окрестными дачами к 1916 году. Ладно скроенная, Адриано-Наталиинская церковь в советское время не закрывалась.

Очень большую роль в образовании деревень и поселков сыграла проходящая по нашим местам Ярославская железная дорога.

Ярославский район расположен на северо-востоке столицы. Он является составной частью Северо-Восточного административного округа. Территория района - 843,6 га, численность населения - свыше 85 тыс. человек. В районе нет "своей" станции метрополитена, оно действует в смежных с нашим районах. Основная магистраль района - Ярославское шоссе. Здесь расположен крупнейший ВУЗ страны - Московский государственный строительный университет (бывший МИСИ). На 12 его факультетах и в филиале университета обучаются 8 тысяч студентов, в его стенах работают более 1300 профессоров, докторов и кандидатов наук. Его выпускники, вооруженные самыми современными знаниями, успешно трудятся не только в России, но и во многих странах мира. Среди объектов культуры - Московский Новый драматический театр, основанный на базе актерского курса школы-студии МХАТ в 1975 г. Из уникальных сооружений на территории района в первую очередь следует назвать первую в России 4-х-уровневую транспортную развязку на пересечении Ярославского шоссе с МКАД. Район граничит с государственным национальным парком-заповедником "Лосиный остров" - излюбленным местом отдыха жителей района.

Жители Ярославского района и гости Москвы отмечают высокий уровень его благоустройства, компактность застройки, благоприятное расположение. Уже говорилось о том, что центральной осью района является Ярославское шоссе. За последние годы шоссе приобрело вид современной магистрали. Его покрытие модернизировали, по обеим сторонам трассы выросли новые дома с целой сетью разнообразный магазинов, торговых центров, кафе и других предприятий бытового обслуживания.